Николай Капустин (1937 - 2020)
Композитор и пианист Николай Капустин скончался 2 июля в Москве после продолжительной болезни. Маэстро было 82 года.
Выпускник Московской консерватории по классу фортепиано, один из последних студентов Александра Гольденвейзера сочинительству музыки нигде и ни у кого не учился. Композиторский талант открылся неожиданно в конце 50-х годов прошлого века. Тогда же Капустин стал выступать как джазовый пианист. Работал в оркестре Юрия Саульского, биг-бенде Олега Лунстрема, сотрудничал с оркестром Всесоюзного радио и Государственным симфоническим оркестром кинематографии.
Николай Гиршевич органично сочетал джаз и классику, написал свыше 160 произведений. Среди них 20 сонат, 6 концертов для фортепиано с оркестром, камерные и сольные сочинения, произведения для ансамблей и биг-бендов. Знаковым стал Второй концерт для фортепиано с оркестром — 40 лет назад Капустин сам исполнил это сочинение на премьере в Зале имени Чайковского. С тех пор на большую сцену как солист больше не выходил. Запись Второго концерта не так давно на фирме «Мелодия» выпустил пианист Дмитрий Маслеев вместе с Красноярским академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Ланде.
«Музыкант-академист услышит всё богатство джазовых приёмов, и существование записанных и напечатанных нот Капустина уверит его в том, что джазовый пианизм, оказывается, поддаётся фиксации во всей своей изощрённости и ритмической сложности. Джазовый музыкант, вполне вероятно, воспримет дело иначе: эта музыка может смахивать на джаз во многих местах, но на самом деле она не джазовая. <…> Сочинение для записи на бумагу само по себе достаточная причина, чтобы отделить Капустина от основного русла джазовой культуры. Как бы то ни было, эта музыка могла быть сочинена лишь автором, глубоко погружённым в опыт джазового исполнения и импровизации, и записана лишь обладателем прочной академической подготовки»
Leslie De’Ath
«Многие композиторы пробовали использовать джаз в своих произведениях (например, Равель, Мийо и другие), но у них это было искусственно, нечто вроде пародии, а у меня без джаза никакой музыки быть не может: это язык, на котором я говорю»
Николай Гиршевич Капустин